Арест судна может быть произведен только в связи с морским требованием
Новости, в которых упоминается об арестах судов различных стран, появляются все чаще. Такое событие затрагивает интересы многих людей: команды, пассажиров, владельцев, страховщиков, фрахтователей и т. д. Нередки случаи, когда арест судна происходит в нарушение существующих норм международного права. Международная КонвенцияПравила, согласно которым принимаются решения о задержании судна регулируются Международной Конвенцией, которая называется «Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов». Этот документ был принят в Брюсселе более полувека назад. Еще в 1952 г. РФ стала участником этой конвенции в 1999 году с некоторыми оговорками. Морское требованиеВажно понимать, что морское судно в рамках международного права рассматривается иначе, чем другое имущество, например, автомобиль. Конвенция 1952 года запрещает задерживать судно в случаях не связанных с так называемым «морским требованием». Например, в 2000 г во Франции был арестован российский парусник «Седов», поскольку некая швейцарская фирма выдвинула ряд долговых претензий в отношении РФ. Однако эти претензии не относились к морскому требованию, поэтому позднее решение суда было отменено. Морское требование возникает, если:- были причинены убытки, например, при столкновении;
- в связи с использованием судна причинен вред здоровью или жизни;
- необходимы спасательные работы;
- заключен договор о найме судна, например, для чартерных перевозок;
- был испорчен или утрачен груз, включая багаж;
- при аварийной ситуации, бодмерее, необходимости буксировки или лоцманской проводки;
- необходимо доставить груз или необходимые для работы или ремонта материалы;
- требуется провести ремонт или уплатить доковый сбор;
- в связи с выплатой зарплаты членам экипажа или дисбурсментскими расходами;
- возникает спор о праве собственности и т.д.
Морское требование могут иметь и физические, и юридические лица. Они могут потребовать ареста конкретного судна, с которым это требование связано, или же другого судна. Последним может стать судно, также принадлежащее на момент требования собственнику того судна, в отношении которого предъявляется морское требование.
|